Классическая ошибка многих фотолюбителей, которую нужно стремиться избегать, состоит в том, что чаще всего они фотографируют стоя, держа аппарат на уровне глаз. Фотограф, рост которого 175 см, фиксирует объект высотой 75 см — отсюда «вид сверху» на уши и спину. Предпочтительней фотографировать события на том уровне, на котором они происходят: для съемки взрослого черныша подойдет позиция «на коленях», а щенков придется фотографировать лежа на животе (опираясь на локти). Таким образом вы захватите выражение морды, взгляд и, ко всему прочему, антураж будет соразмерен пропорциям животного.
Глядя в объектив, мы видим собаку и, совершенно естественно, забываем о «заднем плане». Определяющим фактором для успешного снимка является выбор соответствующего фона. Ясно, что для фотосъемок черныша задний план должен быть светлым, однако чаще всего природа предлагает в качестве фона зеленые пейзажи: леса, лужайки, зеленые изгороди или ряд людей (зрителей на выставке) и т.п. Наша черная собака совсем не выделяется на темно-зеленом фоне. Кроме того, если фотография черно-белая, зеленый цвет на ней превратится в серый, очень близкий к черному... Итак, избегайте темных задних планов... И наоборот, старайтесь, чтобы фоном стало небо, песок, водное пространство или, наконец, светлая стена. Подумайте также о том, чтобы фон был как можно более однотонным. Остерегайтесь стволов деревьев, садовой мебели, оград, автомобилей — они помешают целостности восприятия, «разобьют» линии собаки.
Кроме классического, «стандартного» снимка — собака стоит строго в профиль, конечности параллельны, хорошо видны (следите при этом, чтобы лапы не были наполовину скрыты травой) - можно выбрать множество других ракурсов. Вам же необходимо сделать снимок в наиболее выгодном ракурсе. В этом случае у вас появляется свобода выбора, и вы можете позволить вдохновению и фантазии «разгуляться».
Достаточно лишь выполнить несколько правил перспективы:
- Сфотографированная слишком «анфас» и «сверху», собака получится деформированной (большая голова, слишком широкая грудь, короткий корпус и узкий зад). Сфотографированная почти «анфас», но немного «снизу», собака также получится деформированной, но в противоположную сторону (зауженные голова и грудь, слишком длинные передние и задние конечности при укороченном корпусе и округлом крупе). Те же правила следует соблюдать и при выполнении портрета, уделяя особое внимание четкости изображения. Попробуйте походить немного вокруг собаки, стараясь выбрать наиболее выгодный ракурс.
- Что касается наведения, то чаще всего съемку производят слишком издалека. Не следует бояться подойти к собаке поближе и снять ее так, чтобы она заполнила собой весь кадр. Если собака сидит, следует предпочесть вертикальное расположение кадра. При съемке крупным планом головы (не забудьте шею!) наилучшего результата достигают также при вертикальном наведении.
- Следует подумать о правильном направлении света (солнце или окно). Не освещайте собаку сзади, так как голова и грудь окажутся в тени и, соответственно, не рельефны. Тем более избегайте съемки против света (если только вы не стараетесь достичь специального эффекта), в этом случае собака получится «плоской»...
Итак, более предпочтительны источники света направленные прямо «в лицо», в 3/4 или сбоку. Для рассеивания теней, моделирования черного цвета, придания «блеска» шерсти (способ «Fill in flach» на автоматических фотоаппаратах) можно рекомендовать использование вспышки даже днем.
Лучше не пользоваться аппаратами с маленьким (менее 50 мм), а также с большим фокусным расстоянием (они значительно искажают перспективу). Эти замечания не относятся к съемкам в профиль, так как в этом случае нет перспективы.
Наилучшее фокусное расстояние 105-135 мм. Фотоаппараты с такими объективами легки в обращении, невелики по весу и позволяют запечатлеть действие. Еще одним их преимуществом является то, что из-за ограниченности глубины (зоны четкости), задний план получается «размытым», ненужные предметы пропадают, позволяя выделить четкий объект на неясном матовом фоне.
Внимание!
«Размытый фон» достигается большим открытием диафрагмы (так 2,8 или 3,5 — большая диафрагма, тогда как 22 — маленькая; при маленькой диафрагме достигается максимальная резкость фона).
С другой стороны, чтобы избежать «размытости, смазанности движения», следует соблюдать простое правило: выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива:
- при фокусном расстоянии 54 мм — не ниже 1/60 с
- при фокусном расстоянии 85 мм — не ниже 1/100 с
- при фокусном расстоянии 210 мм — не ниже 1/250 с
В качестве резюме:
- Выбирайте светлый и однотонный фон
- Расположите собаку так, чтобы она была хорошо освещена
- Поставьте большую диафрагму
- Выберите оптимальную позицию для съемки
- Соблюдайте правильное расположение кадра для наилучшей композиции